Капитальное строительство нуждается в капитальных реформах, уверен Альберт Джуссоев, глава крупной строительной компании, кандидат экономических наук.
- Проблемы строительного комплекса, как всегда, хотят решить с помощью денег. Но деньги осваиваются, и ничего не меняется. А ведь исправить ситуацию можно за счёт внутренних ресурсов отрасли.
Сегодня строительным рынком правят девелоперские и различные посреднические компании. Все эти огромные корпорации, которые ослепляют людей красивой рекламой, заняты не строительством, а тем, что называется «купи-продай». На нашем рынке нет практически ни одной компании, которая отвечала бы среднемировым стандартам по срокам и качеству строительства. Невозможно найти хоть одну строительную корпорацию, у которой не на бумаге, а в действительности были бы собственные проектное бюро, лаборатория, управление механизации, заводы по выпуску стройматериалов и другие необходимые для работы подразделения. Зато офисы продаж у всех есть. Поэтому и получается, что, выделяя средства на поддержку стройкомплекса, государство на самом деле набивает карманы нескольких монополистов. Эти деньги не вкладываются в строительство заводов стройматериалов или разработку технологий - они уходят в прибыль компаний. Так что наращивать темпы строительства просто некому. Чтобы этого добиться, нужно менять всю систему.
Такая реформа нашему государству под силу. Навели же порядок в военно-промышленном комплексе, в топливно-энергетическом. И в строительстве всё для этого есть - и ресурсы, и люди. Только порядка нет.
Начать нужно с определения задач и возложения персональной ответственности за выполнение этих задач на руководство Минстроя РФ. Если справятся - молодцы, нет - значит, надо менять людей. Строительством должны заниматься профессионалы. Минстрою нужно передать полномочия по лицензированию строительных компаний. Сейчас допуск саморегулируемой организации (СРО) может получить чуть ли не каждый желающий: плати - и получай бумажку! Компании получают допуск и тут же нанимают гастарбайтеров, залётные бригады: быстренько организовали, продали и разбежались. А когда им предъявляют претензии по качеству, они тут же валят всё на строителей. Но если строители не они, то кто?
Лицензирование должно быть жёстким, с отдельными требованиями к каждому подразделению строительной корпорации - проектному, электромонтажному, вентиляционному и т. д. В 1990-е гг., когда разрушили прежнюю систему контроля в отрасли, уверяли, что хотят убрать лишние препоны. Но в итоге чиновничьи препоны оставили, а технические требования уничтожили.
Реформы нужны на всех этапах начиная с законодательства, с упрощения разрешительной документации на строительство, с разработки генплана, с нормативных документов. Сегодня всё строится по старым нормативам, да и те нарушаются. Посмотрите, новые дома в основном панельные. Почему? В 90-е гг. мы уже перешли на монолит, который позволяет строить быстро и воплощать интересные архитектурные формы, но теперь вернулись к панелям - это дешевле. А по- чему такая высокая плотность строительства? Где подземные парковки, подъездные дороги, где парки и зоны отдыха? О качестве жизни в этих домах никто не думает - всех интересует только квадратный метр и деньги.
Стоимость строительства можно сразу уменьшить приблизительно на четверть. Для этого надо перейти от сметной формы расчётов на ресурсный метод, по которому строитель расписывает все свои затраты: стоимость стройматериалов, конструкций, зарплаты. Это прозрачная схема, которой пользуется весь мир. А смета - это формулы, коэффициенты, которые порой даже сами строители не всегда разбирают.
Параллельно нужно вести серьёзную борьбу с монополистами, которые захватили рынок стройматериалов. Ведь сейчас, скажем, щебень поставляет всего несколько привилегированных компаний. Необходимо отрегулировать на федеральном уровне и ценообразование, и землепользование.
И вот когда мы наведём порядок в традиционных формах строительства, у нас появятся и новые технологии, и материалы, и архитекторы высокого уровня, и здания, которыми мы сможем гордиться.